Защита от мошенников
Защита от мошенников
Ознакомьтесь с простыми правилами, чтобы обезопасить себя
Ознакомьтесь с простыми правилами, чтобы обезопасить себя

Вишинг

(подозрительные звонки)

Мошенники обзванивают клиентов, представляясь сотрудниками различных служб банков, Национального банка, Ассоциации банков, правоохранительных органов. Звонок поступает на мобильный телефон или в мессенджер (Viber, WhatsApp). При этом номера телефонов, с которых осуществляется звонок, могут быть похожи на официальные телефоны этих организаций.

Чтобы войти в доверие, злоумышленники могут обращаться по имени, назвать адрес или часть цифр номера карты. В процессе разговора возможны "переключения" на сотрудников иного (обслуживающего) банка. Цель — убедить клиента предоставить данные, необходимые для входа в интернет-банк, а также для осуществления платежа.

Получив информацию, мошенник списывает деньги со счетов. Кроме того, часто клиент, предоставив все данные, одобряет, тем самым, оформление на свое имя кредита. В этом случае, он теряет не только средства со своих счетов, но и сумму одобренного кредита.

Самые распространенные уловки мошенников:

Отмена перевода/заявки на кредит
В большинстве случаев звонящий сообщает о подозрительных операциях по карточке либо об оформлении кредита или овердрафта на ваше имя. Для блокировки подозрительной операции или отмены заявки на кредит злоумышленник при разговоре требует срочно предоставить следующие данные (возможно, не все из перечисленного):
• личный номер паспорта;
• полный номер карточки или последние 4 цифры карточки и CVV-код;
• СМС-коды, которые приходят на ваш телефон от банка (M-код, 3D-Secure kod).


Участие в спецоперации

Мошенник, представившись сотрудником службы безопасности банка, сообщает о проведении служебного расследования по факту хищения денежных средств клиентов неустановленным сотрудником банка. Однако, клиента просят не звонить в банк, так как звонок может помешать расследованию, и предупреждают о наличии уголовной ответственности за препятствование расследованию.

Далее звонок переключается якобы на сотрудника правоохранительных структур (МВД, прокуратуры и т.п.), который продолжает вводить клиента в заблуждение. Во время общения на любой стадии разговора под предлогом страхования вклада, блокировки счета и т.д. предпринимаются попытки получения конфиденциальных данных. Также для проверки «недобросовестных» сотрудников банка клиента вынуждают оформить кредит, уверяя, что его не надо будет потом погашать, и убеждают установить приложение «AnyDesk — удаленное управление» из Google Play или App Store, позволяющее получить доступ к счету клиента для осуществления несанкционированного перевода денежных средств.

Помните!

• сотрудниками банков и правоохранительных органов не используются иностранные абонентские номера, в том числе "привязанные" к ним учетные записи в мессенджерах Viber, Telegram, WhatsApp и иных;
• сотрудники банков и правоохранительных органов не осуществляют рассылку служебной документации, в том числе служебных удостоверений, в указанных мессенджерах;
• предупреждение о неразглашении государственной и иных тайн не осуществляется в рамках телефонных разговоров;
• сотрудники банков и правоохранительных органов ни при каких обстоятельствах не предъявляют требования об оформлении кредитов и переводе денежных средств на "безопасные" счета;
• дистанционная установка каких-либо программ или приложений не предусмотрена в деятельности сотрудников банков и правоохранительных органов.


Отмена заказа на покупку/доставку товара

В данном случае под видом работников интернет-магазина или торговой площадки злоумышленники звонят клиентам белорусских банков и сообщают, что на их имя оформлен заказ на покупку/доставку товара. Клиент сообщает, что покупку не совершал. Далее мошенники уточняют, в каком банке обслуживается клиент, и предлагают сделать отмену. Получив конфиденциальную информацию, пытаются осуществить процедуру смены логина/пароля в интернет-банке. Клиенту направляется от банка СМС-сообщение с кодом, которое злоумышленники просят сообщить для отмены заказа.

Помните!

  • СМС-код от банка ни в коем случае нельзя передавать никому, даже сотруднику банка. Это «ключ», необходимый для одобрения платежа по вашей карточке, а также для смены секретных параметров доступа в ваш личный кабинет интернет-банка.

  • При поступлении подозрительного звонка немедленно прекратите разговор и перезвоните в банк по официальному телефону +375 17 289 90 90 или +375 17 289 92 92.

  • При осуществлении по Вашему счету финансовой операции, вызывающей у банка подозрение, на экран личного кабинета Интернет-банка выводится уведомление о необходимости ожидания звонка работника банка для подтверждения проведения Вами платежа.

    При звонке работник банка попросит уточнить детали платежа и устно подтвердить, что Вы самостоятельно осуществляете конкретный платеж.

    Работник банка НЕ ЗАПРОСИТ у Вас персональные данные либо код для проведения платежа.