В Беларуси упрощаются процедуры исполнения денежных обязательств

С 1 января 2020 года исполнение денежных обязательств по платежам в бюджет, а также исполнение иных денежных обязательств будет осуществляться посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО), созданной в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов».

АИС ИДО заменит ведение картотеки не оплаченных в срок расчетных документов в каждом отдельном банке.

Участники АИС ИДО:

  • Национальный банк Республики Беларусь
  • ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр»
  • банки-плательщики
  • взыскатели (уполномоченные государственные органы, юридические лица и физические лица, имеющие исполнительные документы для взыскания в бесспорном порядке)

АИС ИДО позволяет:

  • исключить случаи многократного взыскания денежных средств со всех счетов плательщиков по одному и тому же обязательству/требованию
  • автоматизировать и унифицировать процесс взыскания в бесспорном порядке денежных средств в банках для разных органов взыскания
  • освободить банки от функции по ведению картотеки не оплаченных в срок расчетных документов
  • аккумулировать информацию о неисполненных денежных обязательствах плательщиков и об их исполнении в едином центре, независимо от того, каким банком и с какого счета плательщика осуществлялось списание денежных средств
  • оперативно получать необходимую банкам и их клиентам информацию о неисполненных денежных обязательствах

Как это работает?

В АИС ИДО взыскатели через обслуживаемые банки будут направлять платежные требования для взыскания денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, а плательщики - платежные инструкции для расчетов с бюджетом при недостаточности денежных средств на их счетах в банках.

Важная информация

Функционирование АИС ИДО

С 18.10.2024г. в соответствии с п.5 Постановления Совета Министров Республики Беларусь, Национального банка Республики Беларусь от 11.01.2024 N 13/1 «Об изменении постановления Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 28 июня 2019 г. N 432/11» внесены изменения в работу автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (АИС ИДО): информация о платежных требованиях взыскателей, платежных инструкциях плательщиков (далее – НДО), процессе их обработки на стороне АИС ИДО будет храниться в течение 3 лет с момента помещения в АИС ИДО вместо 5 лет.

По истечении 3 лет будет осуществляться прекращение исполнения НДО (по счетам плательщика не будет присутствовать информация о наличии задолженности в рамках такого НДО).
19.10.2024г. было прекращено исполнение НДО, направленных в АИС ИДО в период с 01.01.2020 г. по 18.10.2021 г. Далее, на ежедневной основе будет прекращаться исполнение НДО, находящихся в АИС ИДО 3 года и более.

По платежным требованиям, по которым было прекращено исполнение НДО, возможно обратиться в банк (при необходимости) с целью учинения записи на исполнительном документе о прекращении исполнения платежного требования взыскателя в соответствии с п. 5 Постановления №432/11 с указанием общей суммы, в которой данное платежное требование было исполнено.

Принципы работы АИС ИДО

В АИС ИДО будет храниться история поступления электронных документов, их нахождения и исполнения в течение 3 лет.

АИС ИДО будет принимать следующие электронные документы:

  • безакцептные платежные требования взыскателей;
  • платежные поручения плательщиков - при недостаточности средств на счете;
  • заявления на отзыв/изменение платежных требований и платежных поручений.

Данные документы будут помещаться в базу неисполненных денежных обязательств плательщика АИС ИДО.

Аннулирование таких электронных документов из базы будет происходить после:

  • полного их исполнения;
  • либо после их отзыва на основании заявления, направленного в АИС ИДО через обслуживающий банк.

АИС ИДО будет возвращать без исполнения принятые платежные требования взыскателей, платежные инструкции плательщиков в следующих случаях:

  • у плательщика отсутствуют открытые в банках счета, установленные в ходе обработки принятых платежных требований взыскателей, платежных инструкций плательщиков
  • наличие в системе информации о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротству)
  • наличия в системе информации об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).
Обработка электронного документа

Электронный документ будет поступать в АИС ИДО, на его основании будет формироваться сообщение в обслуживающие клиента банки с уведомлением о сумме неисполненных денежных обязательств (НДО) в разрезе взыскателей, банки бронируют средства на счетах клиента в сумме НДО (с накоплением) и информируют АИС ИДО о доступном остатке денежных средств с учетом бронирования денежных средств, очередности и обременения к счету. 
Далее АИС ИДО направляет платежную инструкцию на списание средств. Банк исполняет платежную инструкцию посредством BISS.

График работы АИС ИДО

Прием ПП, ПТ и заявлений на отзыв/изменение с 9:00 до 16:00.

Как оформить платежное требование без акцепта в электронном виде?

Вы сможете оформлять платежные требования без акцепта (ПТ) в электронном виде в СДБО - Запрос 29 - Платежное требование на основании исполнительных документов уполномоченных органов (например, судов).
Исполнительный документ предоставляется клиентами на бумажном носителе в ЦБУ. После отправки ПТ в АИС ИДО оригинал исполнительного документа с отметкой банка возвращается клиенту.

Особенности оформления ПТ без акцепта:
Вы сможете оформлять платежные требования без акцепта (ПТ) в электронном виде в СДБО - Запрос 29 - Платежное требование на основании исполнительных документов уполномоченных органов (например, судов).
Исполнительный документ предоставляется клиентами на бумажном носителе в ЦБУ не позднее банковского дня, следующего за днем поступления в банк ПТ. После отправки ПТ в АИС ИДО оригинал исполнительного документа с отметкой банка возвращается клиенту.

1) форма расчетов: SIDO
2) номер счета плательщика - это фиксированное значение и равно BY 72 BISC 3000 SIDО 0000 0000 0000;
3) поле «Банк отправитель» не заполняется;
4)  выбор «Типа плательщика»: INN/INP/IND  - юр.лицо, физ.лицо, дебитор плательщика (по умолчанию в ПТ проставляется – INN – юр.лицо).
5) Если выбран тип плательщика – INP - физ.лицо, то УНП плательщика автоматически заполнится значением «511111111». При наличии у физического лица УНП поле «УНП» необходимо отредактировать.
6) Если плательщиком является физическое лицо, то в ПТ откроются поля для добавления реквизитов документа, удостоверяющего личность физического лица. 
7) В блоке "Назначение платежа"  обязательными для заполнения являются структурированные поля:
        - орган, вынесший решение - выбор из: Суд (INL), Нотариус (INU)
        - УНП органа, вынесшего решение,
        - наименование органа, вынесшего решение.

ВАЖНО: при оформлении ПТ на бумажном носителе поле «Назначение платежа» должно содержать информацию об органе, вынесшем решение (например, суд), его наименовании и УНП.

Как получить информацию о состоянии текущей задолженности в АИС ИДО?

В СДБО «Клиент-Банк» вместо запросов:
 23 – Запрос информации по состоянию К2, 
800 – Получить помещенные в картотеку документы, 
900 - Получить помещенные в картотеку валютные документы
создан новый запрос 801– «Запрос информации текущей задолженности в разрезе взыскателей – АИС ИДО».

В СДБО «Интернет-Банк» вместо «Состояние картотеки (рубли)», «Состояние картотеки (валюта)» создан новый запрос «Запрос информации текущей задолженности в разрезе взыскателей – АИС ИДО».

Обращаем Ваше внимание, что информация, полученная Вами в ответ на «Запрос информации текущей задолженности в разрезе взыскателей – АИС ИДО», будет актуальна только на конкретное время, на которое сформирован ответ.  Это связано с постоянным взаимодействием АИС ИДО с банками по определению размера денежных средств плательщика, подлежащих списанию, и пересчету общей суммы неоплаченных денежных обязательств плательщика в течение рабочего дня АИС ИДО.

Особенности оформления платежных документов

При наличии неоплаченных обязательств при недостаточности средств на счетах необходимо оформлять два платежных поручения: одно – на оплату обязательств в рамках имеющегося остатка на счете, второе – на оплату оставшихся обязательств. Второе платежное поручение будет направлено в АИС ИДО. 

При выполнении расходных операций, связанных с одновременной уплатой налогов (например, выплата зарплаты), в случае недостаточности бел. руб. на текущем счете и совершением продажи валюты либо перечислением денежных средств с депозитного счета, рекомендуем дождаться обработки данных операций в банке, после чего предоставлять в банк платежные поручения на уплату налогов и выплату заработной платы. Также возможно предоставлять платежные поручения на уплату налогов с депозитного счета в соответствии с условиями депозитного договора. 

Порядок направления платежных инструкций АИС ИДО к счетам клиентов

Согласно п. 17 Постановления Совета Министров и НБ РБ от 28.06.2019 №432/11 определен следующий порядок формирования требований в рублях из АИС ИДО к счетам клиентов:

«37. Платежная инструкция АИС ИДО формируется:

37.1. для исполнения неисполненных денежных обязательств плательщика, выраженных в белорусских рублях:
в первую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в белорусских рублях, за исключением текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
во вторую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в иностранной валюте (с продажей иностранной валюты), за исключением текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
в третью очередь - к иным счетам в банках, с которых бесспорное взыскание предусмотрено законодательными актами (за исключением специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами);
в четвертую очередь - к электронным кошелькам, текущим (расчетным) банковским счетам, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;

37.2. для исполнения неисполненных денежных обязательств плательщика, выраженных в иностранной валюте:
в первую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в иностранной валюте, за исключением текущих (расчетных) банковских счетов в иностранной валюте, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
во вторую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в белорусских рублях (с покупкой иностранной валюты), за исключением текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
в третью очередь - к иным счетам в банках, с которых бесспорное взыскание предусмотрено законодательными актами, за исключением специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами;
в четвертую очередь - к электронным кошелькам, текущим (расчетным) банковским счетам, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек.»

Таким образом, порядок формирования требований в рублях из АИС ИДО к счетам клиентов для исполнения следующий:

  • сначала текущие счета в бел. руб. (за исключением счетов корпоративных карт);
  • затем валютные текущие счета;
  • затем иные счета (т.е. депозитные счета, специальные счета (если законодательными актами предусмотрено взыскание), счета, на которых размещено покрытие по аккредитиву и пр.);
  • затем электронные кошельки, счета корпоративных карт.

Кроме того, обращаем Ваше внимание, что платежные поручения на уплату обязательств необходимо формировать в валюте обязательств.

Документы

Положение о взаимодействии посредством АИС ИДО:
Положение об осуществлении безналичных расчетов посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств и ее функционировании:
Контакт-центр

А1, MTC, life:)

729 90 90

поддержка по карточкам

+375 17 289 92 92

Круглосуточно

Стоимость звонка взимается оператором связи в соответствии с тарифами

городской

+375 17 289 90 90

Режим работы

пн-пт с 8:00 до 20:00 сб с 9:00 до 13:00 вс — выходной

На всех звонках в контакт-центр банка осуществляется запись разговора для обеспечения качества обслуживания

Поддержка в социальных сетях

А1, MTC, life:)

629 80 80

городской

+375 17 308 80 80

по вопросам эквайринга

+375 17 289 91 87

Режим работы

пн-чт с 9:00 до 17:30 пт с 9:00 до 16:15 сб, вс — выходной

поддержка по карточкам

+375 17 289 92 92

Круглосуточно

На всех звонках в контакт-центр банка осуществляется запись разговора для обеспечения качества обслуживания

Поддержка в социальных сетях

Валюта счёта

Платёжная система