Автоматизированная информационная система
исполнения денежных обязательств

Автоматизированная информационная система
исполнения денежных обязательств

Узнать больше

В Беларуси упрощаются процедуры исполнения денежных обязательств.

С 1 января 2020 года исполнение денежных обязательств по платежам в бюджет, а также исполнение иных денежных обязательств будет осуществляться посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств (далее – АИС ИДО), созданной в соответствии с требованиями Указа Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов».

АИС ИДО заменит ведение картотеки не оплаченных в срок расчетных документов в каждом отдельном банке.

Участники АИС ИДО:

- Национальный банк Республики Беларусь

- ОАО «Белорусский межбанковский расчетный центр»

- банки-плательщики

- взыскатели (уполномоченные государственные органы, юридические лица и физические лица, имеющие исполнительные документы для взыскания в бесспорном порядке).

АИС ИДО позволит:

- исключить случаи многократного взыскания денежных средств со всех счетов плательщиков по одному и тому же обязательству/требованию

- автоматизировать и унифицировать процесс взыскания в бесспорном порядке денежных средств в банках для разных органов взыскания

- освободить банки от функции по ведению картотеки не оплаченных в срок расчетных документов

- аккумулировать информацию о неисполненных денежных обязательствах плательщиков и об их исполнении в едином центре, независимо от того, каким банком и с какого счета плательщика осуществлялось списание денежных средств

- оперативно получать необходимую банкам и их клиентам информацию о неисполненных денежных обязательствах

Как это работает?

В АИС ИДО взыскатели через обслуживаемые банки будут направлять платежные требования для взыскания денежных средств со счетов плательщиков в бесспорном порядке, а плательщики - платежные инструкции для расчетов с бюджетом при недостаточности денежных средств на их счетах в банках.

Важная информация

  • Принципы работы АИС ИДО
    • В АИС ИДО будет храниться история поступления электронных документов, их нахождения и исполнения в течение 5 лет.

      АИС ИДО будет принимать следующие электронные документы:
      ·    безакцептные платежные требования взыскателей;
      ·    платежные поручения плательщиков - при недостаточности средств на счете;
      ·    заявления на отзыв/изменение платежных требований и платежных поручений.

      Данные документы будут помещаться в базу неисполненных денежных обязательств плательщика АИС ИДО.

      Аннулирование таких электронных документов из базы будет происходить после:
      ·    полного их исполнения;
      ·    либо после их отзыва на основании заявления, направленного в АИС ИДО через обслуживающий банк.
      АИС ИДО будет возвращать без исполнения принятые платежные требования взыскателей, платежные инструкции плательщиков в следующих случаях:
      ·    у плательщика отсутствуют открытые в банках счета, установленные в ходе обработки принятых платежных требований взыскателей, платежных инструкций плательщиков
      ·    наличие в системе информации о возбуждении в отношении плательщика производства по делу об экономической несостоятельности (банкротству)
      ·    наличия в системе информации об исключении плательщика из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ЕГР).

  • Обработка электронного документа
    • Электронный документ будет поступать в АИС ИДО, на его основании будет формироваться сообщение в обслуживающие клиента банки с уведомлением о сумме неисполненных денежных обязательств (НДО) в разрезе взыскателей, банки бронируют средства на счетах клиента в сумме НДО (с накоплением) и информируют АИС ИДО о доступном остатке денежных средств с учетом бронирования денежных средств, очередности и обременения к счету. 
      Далее АИС ИДО направляет платежную инструкцию на списание средств. Банк исполняет платежную инструкцию посредством BISS.

  • График работы АИС ИДО
    • Прием ПП, ПТ и заявлений на отзыв/изменение с 9:00 до 16:00.

  • Как оформить платежное требование без акцепта в электронном виде?
    • Вы сможете оформлять платежные требования без акцепта (ПТ) в электронном виде в СДБО - Запрос 29 - Платежное требование на основании исполнительных документов уполномоченных органов (например, судов).
      Исполнительный документ предоставляется клиентами на бумажном носителе в ЦБУ. После отправки ПТ в АИС ИДО оригинал исполнительного документа с отметкой банка возвращается клиенту.

      Особенности оформления ПТ без акцепта:
      Вы сможете оформлять платежные требования без акцепта (ПТ) в электронном виде в СДБО - Запрос 29 - Платежное требование на основании исполнительных документов уполномоченных органов (например, судов).
      Исполнительный документ предоставляется клиентами на бумажном носителе в ЦБУ не позднее банковского дня, следующего за днем поступления в банк ПТ. После отправки ПТ в АИС ИДО оригинал исполнительного документа с отметкой банка возвращается клиенту.

      1) форма расчетов: SIDO
      2) номер счета плательщика - это фиксированное значение и равно BY 72 BISC 3000 SIDО 0000 0000 0000;
      3) поле «Банк отправитель» не заполняется;
      4)  выбор «Типа плательщика»: INN/INP/IND  - юр.лицо, физ.лицо, дебитор плательщика (по умолчанию в ПТ проставляется – INN – юр.лицо).
      5) Если выбран тип плательщика – INP - физ.лицо, то УНП плательщика автоматически заполнится значением «511111111». При наличии у физического лица УНП поле «УНП» необходимо отредактировать.
      6) Если плательщиком является физическое лицо, то в ПТ откроются поля для добавления реквизитов документа, удостоверяющего личность физического лица. 
      7) В блоке "Назначение платежа"  обязательными для заполнения являются структурированные поля:
              - орган, вынесший решение - выбор из: Суд (INL), Нотариус (INU)
              - УНП органа, вынесшего решение,
              - наименование органа, вынесшего решение.

      ВАЖНО: при оформлении ПТ на бумажном носителе поле «Назначение платежа» должно содержать информацию об органе, вынесшем решение (например, суд), его наименовании и УНП.

  • Как получить информацию о состоянии текущей задолженности в АИС ИДО?
    • В СДБО «Клиент-Банк» вместо запросов:
       23 – Запрос информации по состоянию К2, 
      800 – Получить помещенные в картотеку документы, 
      900 - Получить помещенные в картотеку валютные документы
      создан новый запрос 801– «Запрос информации текущей задолженности в разрезе взыскателей – АИС ИДО».

      В СДБО «Интернет-Банк» вместо «Состояние картотеки (рубли)», «Состояние картотеки (валюта)» создан новый запрос «Запрос информации текущей задолженности в разрезе взыскателей – АИС ИДО».

      Обращаем Ваше внимание, что информация, полученная Вами в ответ на «Запрос информации текущей задолженности в разрезе взыскателей – АИС ИДО», будет актуальна только на конкретное время, на которое сформирован ответ.  Это связано с постоянным взаимодействием АИС ИДО с банками по определению размера денежных средств плательщика, подлежащих списанию, и пересчету общей суммы неоплаченных денежных обязательств плательщика в течение рабочего дня АИС ИДО.

  • Особенности оформления платежных документов
    • При наличии неоплаченных обязательств при недостаточности средств на счетах необходимо оформлять два платежных поручения: одно – на оплату обязательств в рамках имеющегося остатка на счете, второе – на оплату оставшихся обязательств. Второе платежное поручение будет направлено в АИС ИДО. 

      При выполнении расходных операций, связанных с одновременной уплатой налогов (например, выплата зарплаты), в случае недостаточности бел. руб. на текущем счете и совершением продажи валюты либо перечислением денежных средств с депозитного счета, рекомендуем дождаться обработки данных операций в банке, после чего предоставлять в банк платежные поручения на уплату налогов и выплату заработной платы. Также возможно предоставлять платежные поручения на уплату налогов с депозитного счета в соответствии с условиями депозитного договора. 

  • Порядок направления платежных инструкций АИС ИДО к счетам клиентов
    • Согласно п. 17 Постановления Совета Министров и НБ РБ от 28.06.2019 №432/11 определен следующий порядок формирования требований в рублях из АИС ИДО к счетам клиентов:

      «37. Платежная инструкция АИС ИДО формируется:

      37.1. для исполнения неисполненных денежных обязательств плательщика, выраженных в белорусских рублях:
      в первую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в белорусских рублях, за исключением текущих (расчетных) банковских счетов в белорусских рублях, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
      во вторую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в иностранной валюте (с продажей иностранной валюты), за исключением текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
      в третью очередь - к иным счетам в банках, с которых бесспорное взыскание предусмотрено законодательными актами (за исключением специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами);
      в четвертую очередь - к электронным кошелькам, текущим (расчетным) банковским счетам, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;

      37.2. для исполнения неисполненных денежных обязательств плательщика, выраженных в иностранной валюте:
      в первую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в иностранной валюте, за исключением текущих (расчетных) банковских счетов в иностранной валюте, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
      во вторую очередь - к текущим (расчетным) банковским счетам в белорусских рублях (с покупкой иностранной валюты), за исключением текущих (расчетных) банковских счетов, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек;
      в третью очередь - к иным счетам в банках, с которых бесспорное взыскание предусмотрено законодательными актами, за исключением специальных счетов, открытых в соответствии с законодательными актами;
      в четвертую очередь - к электронным кошелькам, текущим (расчетным) банковским счетам, доступ к которым обеспечивается при использовании банковских платежных карточек.»

      Таким образом, порядок формирования требований в рублях из АИС ИДО к счетам клиентов для исполнения следующий:
      - сначала текущие счета в бел. руб. (за исключением счетов корпоративных карт);
      - затем валютные текущие счета;
      - затем иные счета (т.е. депозитные счета, специальные счета (если законодательными актами предусмотрено взыскание), счета, на которых размещено покрытие по аккредитиву и пр.);
      - затем электронные кошельки, счета корпоративных карт.

      Кроме того, обращаем Ваше внимание, что платежные поручения на уплату обязательств необходимо формировать в валюте обязательств.

Положение о взаимодействии посредством АИС ИДО:
Указ Президента Республики Беларусь от 16 октября 2018 г. № 414 «О совершенствовании безналичных расчетов».

Положение об осуществлении безналичных расчетов посредством автоматизированной информационной системы исполнения денежных обязательств и ее функционировании:
Совместное Постановление Совета Министров и НБ РБ от 28 июня 2019 г. № 432/11 «Об автоматизированной информационной системе исполнения денежных обязательств».

№414 Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2018 N 414 "О совершенствовании безналичных расчетов".

№66 - Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 № 66 "Об утверждении инструкции о банковском переводе".

№ 63 - Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь 29.03.2001 № 63 "Об утверждении инструкции о порядке проведения расчетов с текущих (расчетных) банковских счетов в очередности, установленной законодательством".

Контакт-центр

А1, MTC, life:)

729 90 90

поддержка по карточкам

+375 17 289 92 92

Круглосуточно

Стоимость звонка взимается оператором связи в соответствии с тарифами

городской

+375 17 289 90 90

Режим работы

пн-пт с 8:00 до 20:00 сб с 9:00 до 13:00 вс — выходной

На всех звонках в контакт-центр банка осуществляется запись разговора для обеспечения качества обслуживания

Поддержка в социальных сетях

А1, MTC, life:)

629 80 80

городской

+375 17 308 80 80

по вопросам эквайринга

+375 17 289 91 87

Режим работы

пн-чт с 9:00 до 17:30 пт с 9:00 до 16:15 сб, вс — выходной

поддержка по карточкам

+375 17 289 92 92

Круглосуточно

На всех звонках в контакт-центр банка осуществляется запись разговора для обеспечения качества обслуживания

Поддержка в социальных сетях

Валюта счёта

Платёжная система